Виртуальный музей
Первый корпус Колледжа агротехнологий и природообустройства расположен в историческом здании, построенном в 1903-м году. До второй мировой войны в здании находилась высшая немецкая школы для мальчиков «Фридрихшуле». После второй мировой по решению Потсдамской конференции 1/3 Восточной Пруссии была передана СССР, впоследствии на ее месте возникла Кёнигсбергская, а затем Калининградская область.
Первые переселенцы стали пребывать в область в 1946 г. Перед их глазами встала картина страшного разрушения. Много работы было впереди, по сути дела, всё надо было создавать заново.
Первые послевоенные годы, в стране разруха, голод. Перед юной областью стояла первоочередная задача – поднимать сельское хозяйство. Чтобы подготовить таких специалистов сельскохозяйственного профиля 22 октября 1947 года был образован «Калининградский сельскохозяйственный техникум». Уже в сентябре 1948 года техникум принял своих первых учащихся. Со дня образования он имел пять отделений: ветеринарное, агрономическое, гидромелиоративное, зоотехническое и механизация сельского хозяйства. А через два года Калининградский техникум дал сельскому хозяйству страны первые квалифицированные кадры.
В 1957 году Калининградский техникум был переименован в Гусевский сельскохозяйственный техникум. Учебное заведение заняло прочное место в системе профессиональных учебных заведений области и страны.
«90-е» годы сопровождались невероятными изменениями в жизни страны. Менялось всё – идеология, нравы. Не изменилось только одно – огромная любовь студентов и педагогов к своей профессии.
Вместе со страной, в новую эпоху своего развития, шагнул и техникум. Начался путь самостоятельного роста, где необходимо было заявить себя на рынке труда.
Создается мини – ферма и опытно – коллекционный участок. Активно начинает свою работу ветеринарная клиника, где оказывается квалифицированная помощь домашним питомцам и крупным животным.
В девяностые годы, когда стали образовываться кооперативы, началась приватизация, появились различные виды собственности и изменилась система налогообложения, самая высокая востребованность пришлась на специалистов бухгалтерского дела. В 1997 году открывается отделение правоведения, а в 2003 – отделение менеджмент.
Дабы сохранить и приумножить историко-культурное наследие старейшего учебного заведения области в 2007 году состоялось торжественное открытие музея Гусевского сельскохозяйственного техникума за авторством преподавателя истории и обществознания Лиепы Зои Семёновны (см. Приложение 1) Зоя Семёновна работает в учебном заведении с 1 сентября 1980-го года.
За время своей работы музей неоднократно получал благодарственные письма от администрации города.
В 2009 году два образовательных учреждения Гусевский сельскохозяйственный техникум и профессиональное училище № 17 города Гусева были образованы в Гусевский агропромышленный колледж. В связи с этим в образовательном учреждении появились новые профессии: автомеханик, сварщик, мастер отделочных и строительных работ, тракторист – машинист сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Распоряжением Правительства Калининградской области от 09 ноября 2018 года №224-рп «О реорганизации отдельных государственных бюджетных учреждений Калининградской области» 21 марта 2019 года путем слияния Гусевского агропромышленного колледжа и Озерского техникума природообустройства образован Колледжа агротехнологий и природообустройства.
Главной достопримечательностью Колледжа агротехнологий и природообустройства является знаменитая фреска Отто Хайхерта, на которой изображены король Фридрих Вильгельм I, встречающий переселенцев из Зальцбурга со словами: «Мне — новые сыновья, Вам – милая Родина!». Она находится в актовом зале.
История фрески удивительна. Она написана в период 1912-1913 гг. До войны в актовом зале находилась молельня высшей немецкой школы для мальчиков. Известный германский художник Отто Хайхерт писал ее на стене молельни два года. Фреска была открыта в 1913 году, когда отмечалось 150-летие со дня основания Фридрихшуле, самой школе присвоили статус гимназии. После образования техникума сюжет фрески был признан не отвечающим духу советского времени и уж тем более никак не увязывался с сельскохозяйственной темой учебного учреждения, и поэтому было принято решение фреску закрасить. Сначала стена была закрашена меловой краской, затем, при проведении ремонтов, многократно закрашивались меловыми и масляными красками. Для проведения в зале различных мероприятий была установлена деревянная сцена, затем на металлическом каркасе был натянут экран для демонстрации кинофильмов. При монтаже металлического каркаса в нескольких местах фреска была повреждена отдельными конструкциями. Кроме этого во время войны во дворе здания разорвался снаряд и осколок попал в фреску и повредил небо на картине. Однако наиболее важные композиционные фрагменты фрески остались нетронутыми.
Чудесным образом фреска сохранилась. В 2006 году, когда реставраторы из Петербурга узнали о фреске, они не поверили в ее сохранность. Они были уверены, что фреска такого позднего периода не может представлять художественную ценность. Уже на месте питерские специалисты отдела реставрации Государственного музея истории и религии сделали заключение: находка относится к выдающимся произведениям искусства, что это настоящая фреска, созданная по влажной штукатурке. По оценкам специалистов, она была выполнена с применением классической технологии, которая вполне обеспечила хорошую сохранность красочного слоя картины. Реставрация заняла более двух лет, на это потрачено, в общей сложности, около трёх миллионов рублей. И сегодня фреска существует в том виде, в каком она была создана почти сто лет назад, а в Гусеве появилось новое место для экскурсий. При виде фрески дыхание захватывает, никакие фотографии не передадут грандиозность изображения 8х17 метров. Уникальность фрески не только в ее размерах. Сегодня это – одна из самых больших в мире фресок, посвященных не религиозному сюжету.
Традицией колледжа является ежегодный конкурс «Защита профессии», уходящий своими корнями в 60-е годы прошлого века. Выпускные группы разыгрывают мини представления с сюжетами, отражающими суть и направление их будущей специальности. Конкурс проходит ежегодно уже более полувека (см. Приложение 2). Однако многие виде- и фото- записи были утрачены в связи с отсутствием специализированного архива. В настоящее время студенческий научный клуб (СНК) «Эврика» (объединение технического творчества Колледжа агротехнологий и природообустройства) ведет восстановление видеофайлов даже из аналоговых кассет VHS.
Среди интересных фактов истории учебного заведения стоит отметить, что будущий отец германской ракетной и американской космической программ Вернер фон Браун учился в Фридрихшуле в 1919-20 годах. Уже в советские годы в этом здании работал другой знаменитый человек — экономист, академик Российской Академии наук Леонид Абалкин. В Гусев Леонид Абалкин прибыл вместе с женой в 1952 году, после окончания Московского института народного хозяйства. Он, как молодой специалист, попал по распределению преподавателем в здешний Сельскохозяйственный техникум. На новом месте Абалкин получил ключи от первой своей однокомнатной квартиры и от сарая с дровами. Через несколько лет он стал заместителем директора по учебной работе.
В Гусевском техникуме он проработал до 1958 года, когда поступил в аспирантуру Московского государственного экономического института.
Очевидно, что старейшее учебное заведение со столь богатой историей, интересными фактами, которому в 2017-м году отметило 70-летний юбилей, не может обойтись без репрезентация историко-культурного наследия в коммуникационном пространстве сети Интернет.
Для решения задач, связанных с созданием архива медиа-материалов, для репрезентации культурно-исторического наследия, для повышения интереса учащихся к истории учебного заведения и проводимых в нем мероприятий студенческим научным клубов «Эврика» было решено создать виртуальный музей, активно использующий облачные технологии, как наиболее надежные и развивающиеся системы хранения большого количества информации.
Виртуальный музей создан на базе системы управления контентом (Content Management System – CMS) WordPress. С технической стороны CMS представляет собой совокупность скриптов, как правило написанных на php (реже ASP, perl, java), генерирующих HTML-код. В настоящее время существует большое количество свободно распространяемых систем управления сайтов, как коммерческих, так и свободно распространяемых. По данным компании http://track.ruward.ru при сравнении рейтинга как платных, так и бесплатных систем за декабрь 2017 года — первое место за CMS WordPress – 44,95%, второе место Joomla! – 15,95%, третье место 1С-Битрикс – 10,33 %.
Гигантское сообщество, постоянные обновления, простота администрирования, наличие большого количества модулей и конечно же бесплатное распространение делают WordPress отличным вариантом использования в качестве системы для создания виртуального музея
Проанализировав культурно-историческое наследие колледжа, на главной странице было решено разместить следующие страницы в виде слайд-шоу:
- Историческая справка.
- Фреска Отто Хайхерта.
- Виртуальная экскурсия.
- Довоенная история.
В виде закреплённых страниц:
- Информация о руководителях Гусевского сельскохозяйственного техникума.
- Информация о руководителях среднего профессионального технического учреждения № 17.
- Фотографии «сквозь время» — фотографии, снятые в разное время, но с похожим сюжетом.
Вертикальное меню:
- Главная
- История учебного заведения
- Фото разных лет
- Архив фотографий выпускников
- Фото 1947-1960
- Фото 1961-1975
- Фото 1976-2000
- Фото 2001-2008
- Фото 2009-2016
- Чёрно-белые фото
- Круглые даты
- Защита профессии
- Фото защита Профессии
- Видео Защита Профессии
- Видеоматериалы
- Выпускники-работники колледжа
- Интервью выпускников
- Интересные факты
- Новости музея
- Информационный вестник
- Электронный гид
При этом, некоторые разделы меню должны быть многоуровневыми. С целью экономии дискового пространства виртуальный музей активно использует следующий облачные платформы – Яндекс.Фотки, Фликр, а также Гугл.Фотки для хранения фотогалерей.
Сервис youtube.com используется для хранения видеороликов. Видео и фото с мероприятий, проходящих в актовом зале колледжа, непременно архивируются участниками СНК «Эврика» для переноса в музей. Дальнейшим развитием технологий стала работа с панорамным контентом. В разделе «виртуальная экскурсия» модуль превращает двумерный графический файл в трёхмерную интерактивную композицию. Кроме того, поддерживается установка интерактивных маркеров для перехода к следующей панораме или к конкретной страницы из панорамы. Таким образом посетитель, используя манипулятор типа мышь, может путешествовать по зданию колледжа, заходить в различные кабинеты, лаборатории и управлять панорамами в триста шестьдесят градусов. В текущей версии «Виртуальной экскурсии» используется более 600 снимков, сшитых в единые полотна. А во второй версии экскурсии уже используется видео в формате 360.
Используя современные технологии, совсем недавно мы добавили рубрику 3D-галереи. Теперь не только экскурсия по колледжу, но и другие наиболее значимые мероприятия мы можем размещать в формате 360.
Всего в текущей версии музея используется 324 страницы с фото- и видеоматериалами. Наиболее значимые материалы прошлых годов были сканированы и переведены в цифровой вид. Так одна из самых первых общих фотографий выпускников датирована 1952-с годом.
Представленные технологии виртуальной музейной экспозиции являются для студенческого научного клуба «Эврика» уже пройденным этапом. Дабы пробудить интерес у молодого поколения к культурно-историческому наследию учебного заведения, к его традициям, в частности к традиции «Защита профессия» — просто видеоархива недостаточно. В настоящее время «Эврика» активно работает с системами дополненной реальности (игровой «движок» Unity + плагин Vuforia ). Также мы стремимся участвовать в международном проекте компании HapticPower и возлагаем на него большие надежды. HapticPower (https://www.hapticpower.com/) разрабатывает новый концепт системы виртуальной реальности Vrealizer, кроме того «Эврика» получила официальное письмо от компании, разрешающие использовать авторские ролики компании в учебных и демонстрационных целях, а также работать над русскоязычным сайтом, посвященным будущей системе.
Именно системы виртуальной реальности планируется использовать для возрождения интереса к традиции «Защита профессии». Ведь попытка перенести традицию в видеоформат уже была, а вот реконструкция, средствами виртуальной реальности – это направление новое, направление будущего.
Таким образом работа в современном музейном пространстве с целью сохранить объекты прошлого и приумножить объекты настоящего требует качественного сплава знаний истории, информатики, иностранного языка (как правило английского) и конечно же львиную долю энтузиазма. А в заключении мы всех приглашаем в наш виртуальный музей, расположенный по адресу http://museygapk.tk/