Социальная работа отделение № 1,2

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

В рамках осуществления задачи контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом подопечных лиц органы опеки и попечительства уполномочены государством использовать организационно-правовые способы и средства с целью выяснения, соответствует ли деятельность опекуна (попечителя), а также должностных лиц соответствующих учреждений, под чей надзор помещено подопечное лицо, требованиям закона. В случае выявленных нарушений органы опеки и попечительства принимают соответствующие меры по привлечению виновных к ответственности, регламентируемой положениями статьи 26 Федерального закона №48-ФЗ. Гарантией соблюдения имущественных прав и интересов несовершеннолетнего служат положения частей 1 и 2 статьи 37 ГК РФ о распоряжении имуществом подопечного.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/d951c60..

Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.

Согласно письму Минобрнауки России от 08.04.2014 №ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в рамках соответствующей обязанности органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации должны предприниматься (контролироваться) следующие действия:

— предотвращаться незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений;

— не допускаться вселение в жилое помещение посторонних лиц, с нарушением прав детей;

— устанавливаться (признаваться) статус несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;

— обеспечиваться выселение из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;

— обеспечиваться проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования;

— приниматься меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на период нахождения лица под опекой (попечительством);

— обеспечиваться эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) детей с выгодой для них и поддержанием санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей;

— приниматься меры по расселению из коммунальных квартир лиц, страдающих определенными видами заболеваний согласно утвержденному перечню;

— приниматься меры по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям.

Ряд из перечисленных мероприятий орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации может осуществлять только во взаимодействии с соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

Контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, должен осуществляться:

— в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, — до момента возвращения в них детей по окончании опеки/попечительства либо до предоставления детям иных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, если проживание в закрепленном жилом помещении будет признано невозможным,

— в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей, — до наступления совершеннолетия ребенка либо приобретения им дееспособности в полном объеме ранее этого возраста.

В целях реализации данных функций принято постановление Правительством Калининградской области от 22.03.2019 № 200 «Об установлении порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими» , в соответствии с которым органы опеки обязаны ежегодно проводить комиссионные плановые и внеплановые проверки жилых помещений.

При проведении указанных проверок осуществляется визуальный осмотр внешнего и внутреннего состояния каждого жилого помещения на предмет удовлетворительности его санитарного и технического состояния.

По результатам визуального осмотра внешнего и внутреннего состояния каждого помещения на предмет удовлетворительности его санитарного и технического состояния составляется акт обследования жилого помещения по утвержденной форме с указанием в нем сведений о санитарном и техническом состоянии жилого помещения, а также заключение, содержащее информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных фактах ненадлежащего использования жилого помещения, об их характере.

В силу пункта 15 Порядка в случае выявления при проведении плановой проверки фактов ненадлежащего использования жилого помещения и (или) незаконного распоряжения жилым помещением и (или) ненадлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения территориальное подразделение органа опеки и попечительства принимает меры по их устранению, в том числе обращается с заявлениями в суд в защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законодательством.

Возможность обращения органа опеки с заявлениями в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов детей и участие в делах, рассматриваемых судами.

Практика выработала способы судебной защиты с целью восстановления нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, в том числе выселение из занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждан (нанимателя, членов семьи нанимателя), лишенных родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ними проживания детей, в отношении которых они лишены родительских прав, без предоставления другого жилого помещения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 2 ст. 91 ЖК РФ); признание права на жилое помещение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; выселение лиц, вселившихся в жилое помещение с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения. Данный перечень, исходя из перечисленных выше направлений контрольной деятельности органа опеки и попечительства и подлежащих осуществлению мероприятий, не является исчерпывающим.

Информация о социальном педагоге

Методические рекомендации для работы с детьми с суицидальными наклонностями

Программа «ЩИТ»

ПАМЯТКА СТУДЕНТАМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Вы когда-то задумывались о том, сможете ли вы оказать первую помощь? Ведь зачастую скорую нужно ждать слишком долго, а состояние потерпевшего требует действий сию же секунду. Этот ролик показывает нам, насколько важно знать, как оказать первую помощь при обморожении.

Проблема самоубийства во многом является закрытой в нашей культуре. Часть информации родители детей получают через прессу, часть на примерах личного опыта рядом живущих людей, но в целом, говорить о смерти достаточно сложно. Малое количество литературы по данной тематике позволяет теме самоубийств обрастать мифами, предрассудками и искаженными фактами.

Безусловно, самоубийство — далеко не самая приятная тема для беседы. Однако жизнь показывает, насколько важно обсуждать ее как с профессионалами (врачами, психологами, школьными учителями), так и молодыми людьми и их родителями.

Как родителям вести себя с суицидальным подростком
1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, одноклассников и т.п. …», СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС, из-за чего ты себя так чувствуешь?…» НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!…», СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!…», СКАЖИТЕ:
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?…», СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится — значит ты недостаточно постарался!».
Профилактика суицидального поведения состоит не только в заботе и участии родителей в жизни несовершеннолетнего, но и в способности педагогов- психологов и социальных-педагогов научить родителей распознавать признаки суицидального риска. Знания, полученные родителями о его признаках, могут спасти жизнь ребенка, разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Основными признаками возможной суицидальной опасности являются:
– угрозы самоубийства, предшествующие попытки самоубийства;
– значительные изменения поведения или личности ребенка/подростка;
– приготовления к последнему волеизъявлению;
– проявления беспомощности и безнадежности, одиночество и изолированность.

Памятка для родителей по профилактике суицида среди подростков

НЕЛЬЗЯ!!

Стыдить, ругать ребенка за его намерения;

Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко
обсуждает свои намерения;

Предлагать неоправданные утешения, общие фразы, банальные решения,не учитывающие конкретную жизненную ситуацию;

Оставлять ребенка одного в ситуации риска;

Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка

МОЖНО!!!
Поддержите ребенка, проявите эмпатию, помогите разобраться
в причинах суицидальных мыслей;

Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида. Обратите
внимание, не изменилось ли поведение ребенка в последнее время;

Проявите заинтересованность, отзывчивость, любовь и заботу. Дайте понять ребенку, что вы его слышите.
Помогите выяснить, что конкретно может помочь в создавшейся ситуации;

Не оставляйте ребенка одного, привлеките других близких, друзей. Покажите ребенку, что окружающие
заботятся о нем;
Будьте для ребенка поддержкой и опорой, что поможет справиться
с возникшими трудностями.