Информация о доступной среде

Сведения об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном учреждении Калининградской области профессиональной образовательной организации «Колледж агротехнологий и природообустройства»

УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
Согласно требованиям ст.28. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. – Статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» в ГБУ КО ПОО «Колледж агротехнологий и природообустройства» созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и работников.
Колледж ведет консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья обучающихся, в том числе осуществляет организацию отдыха и оздоровления. В колледже обеспечивается:
  • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В колледже поддерживается необходимый воздушно-тепловой режим, ежедневно проводится проветривание помещений и влажная уборка. Строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм в отношении освещения учебных аудиторий.
Одним из направлений деятельности колледжа является сохранение здоровья обучающихся. Для этого используются здоровьесберегающие технологии (система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условий жизни).
Деятельность по охране здоровья обучающихся ведется на протяжении всего периода обучения. В комплекс мероприятий по охране здоровья обучающихся включены следующие мероприятия:
  • проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий;
  • соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности);
  • создание благоприятных, психолого-педагогических условий образовательной среды (благоприятный эмоционально-психологический климат; содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации; формирование командной работы и т.д.);
  • организация тематических встреч, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни, с представителями правоохранительных органов, с работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • соблюдение здоровьесберегающего режима обучения, в том числе при использовании технических средств обучения в кабинетах и лабораториях, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;
  • учет индивидуальных особенностей развития обучающихся при организации образовательного процесса;
  • организация и проведение в группе мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся;
  • организация и проведение в группе мероприятий по профилактике травматизма на транспорте;
  • организация и проведение в группе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма;
  • организация и проведение спортивных мероприятий;
  • организация и проведение в группе мероприятий по профилактике травматизма на занятиях по физической культуре;
  • организация спортивно-оздоровительной работы с обучающимися всех групп здоровья;
  • организация и проведение профилактической работы с родителями.
Учебные занятия с обучающимися ведутся с учетом состояния их здоровья.
Деятельность по охране и укреплению здоровья, а также психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ, включает в себя:
  • дни здоровья;
  • работа спортивных секций по волейболу, баскетболу, настольному теннису, фитнесу;
  • встречи с медицинскими работниками;
  • индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, преподавателей и родителей.
Комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите обучающихся проводится в соответствии с планом воспитательной работы. Осуществляется охрана образовательного учреждения.
Безопасность в колледже включает следующие аспекты:
  • организован контрольно-пропускной режим, обеспечивающий безопасное пребывание людей в зданиях, постоянный контроль за территорией колледжа и прилегающей местности;
  • здания ГАУ КО ПОО КСТ оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности;
  • разработаны планы и схемы эвакуации персонала и людей из колледжа при пожаре и угрозе возникновения и совершенном террористическом акте;
  • разработаны должностные инструкции;
  • на занятиях по ОБЖ и БЖ изучаются правила поведения в ситуациях криминогенного характера и при угрозе террористического акта;
  • систематически проводится инструктаж персонала и обучающихся, который фиксируется в журналах инструктажа;
  • проводятся личные беседы с обучающимися по поводу выявления экстремистских наклонностей, агрессивности, воспитания толерантного поведения;
  • включены в содержание учебных дисциплин (обществознание, история, ОБЖ и др.) темы по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся;
  • на родительских собраниях, классных часах и профилактических беседах, проводимых инспекторами УМВД, проводится информирование по вопросам толерантности, недопущения межнациональной вражды и экстремизма с разъяснением административной и уголовной ответственности подростков и их законных представителей, в целях повышения уровня правосознания молодежи.
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ 
В колледже в учебных корпусах для использования в образовательном процессе имеются видео увеличители для инвалидов с ослабленным зрением.
Также имеются индукционные системы с комплектом наушников для использования инвалидами с ослабленных слухом.
Специальные условия питания для инвалидов и лиц с ОВЗ
Перед входом в буфеты и столовую оборудованы специальные рукомойники для инвалидов с изменяющейся высотой и сенсорными датчиками подачи воды. Проходы в столовую свободные и доступ инвалидам свободный. Каких либо других специальных условий питания для инвалидов отсутствуют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Официальный сайт колледжа имеет альтернативную версию для слабовидящих. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к электронным версиям учебно-методических материалов и учебной литературе по дисциплинам учебного плана (в электронной информационно-образовательной среде организации и электронно- библиотечных системах), которые можно просмотреть в режиме увеличенного шрифта на экране монитора с использованием программных средств Windows.
Информатизация учебного процесса в колледже представляет собой комплекс мер по организации информационного и технического обеспечения.
Задачи:
  • Построение системы коммуникаций во всех объектах инфраструктуры колледжа.
  • Организация информационного обеспечения.
  • Использование электронных ресурсов и разработка собственных материалов.
    В настоящее время IT-инфраструктура колледжа представляет собой: персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты которые используются в образовательном процессе. Организована единая локальная информационная сеть во всех объектах колледжа. Подключены все корпуса колледжа к глобальной сети Интернет по оптоволоконному кабелю. Скорость передачи данных: 100мб/с. Четыре компьютерных класса, читальный зал библиотеки доступны для посещения студентам и преподавателям колледжа. Все аудитории колледжа оборудованы стационарными мультимедиа проекторами.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом колледжа и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки, акустические системы), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры, вэб-камеры), электронные доски(интерактивные доски).
Для инвалидов и лиц с ОВЗ в специально оборудованной аудитории колледжа установлено системное программное обеспечение, поддерживающее специальные возможности, включая распознавание речи, оптимизацию изображения на экране, изменение параметров клавиатуры и т.д.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»в колледже вся информация, полученная из информационно-коммуникационной сети «Интернет» проходит обязательную контент фильтрацию. Для обучающихся введен список доступных электронных образовательных ресурсов.
Для улучшения возможности визуального восприятия, аудитория с изолированными кабинками оснащена проекционным и интерактивным оборудованием.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
Оборудование для слабослышащих: передатчик модели К5 с приемниками модели «Fashion».
Условия для беспрепятственного доступа
Во всех учебных корпусах установлены и функционируют система вызова персонала для инвалидов (кнопки вызова персонала).
В учебных корпусах закуплены кресла коляски для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учебных корпусах колледжа санузлы адаптированы для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Организационно-нормативные требования к профессиональным образовательным организациям
Организацию  образовательного процесса и сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляет служба сопровождения инклюзивного образования.
Основная цель деятельности службы сопровождения инклюзивного образования, ответственного за обучение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья по программам подготовки специалистов среднего звена, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительного профессионального образования.
Служба сопровождения инклюзивного образования решает следующие задачи:
  • профориентационная работа с поступающими – инвалидами и поступающими с ограниченными возможностями здоровья;
  • сопровождение инклюзивного обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • социокультурная реабилитация инвалидов и обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья;
  • содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников ограниченными возможностями здоровья;
  • создания безбарьерной архитектурной среды в Колледже.
Нормативная база деятельности отдела инклюзивного образования в ГБУ КО ПОО «Колледж агротехнологий и природообустройства»:
  • Федеральный Закон  № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года. (п. 28 ст.2, п.6 ст.28, п.1, п.2, п.3, п. 4 ст.79);
  • Федеральный закон №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»  от 03.05.2012 года.
  • Федеральный закон  № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»  от 01.12.2014 года.
  • Указ Президента РФ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» от 01.06.2012 года;
  • Постановление Правительства РФ №295 «Об утвержде­нии «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» от 15.04.2014 года;
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»  от 01.12.2015 года;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»  от 14.06.2013 года;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 года;
  • Приказ Минобрнауки РФ №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности  для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 года;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ № 06 -281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» от 18.03.2014 г.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ № 06-830 вн. «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования».
Служба сопровождения инклюзивного образования осуществляет ведение специализированного учета инвалидов и обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.
Кадровое обеспечение профессиональной образовательной организации
Для комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья в состав службы сопровождения инклюзивного образования  входят:
  • зам. директора по учебно-воспитательной работе;
  • методист;
  • классный руководитель;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • инженер программист (специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов);
  • начальник хозяйственного сектора;
  • зав. общежитием.
Системно осуществляется повышение квалификации педагогических работников в соответствии с реализуемой «Программой создания доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (2013-2017 г.г.): плановое повышение квалификации (2014 г. – 5 чел.,   2016 г. – 29 чел. 2017 г. – 12 чел.), разработаны  методические рекомендации  для организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (2014 г., 2016 г.).
Организация работы с поступающими из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
Центр профессионального самоопределения и маркетинговых исследований обеспечивает организацию профориентационной работы с поступающими, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ.
Особое значение при профориентации уделяется  подбору специальностей (направлений подготовки), доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы являются  профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.
Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей
Сайт Колледжа  www.katip39.ru  в сети Интернет адаптирован для инвалидов по зрению, специально для указанной группы пользователей реализована возможность увеличения размера шрифта текстов на веб страницах, переключение контрастных цветовых схем. Также, на сайте Колледжа создан специальный раздел, отражающий наличие в колледже специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека; виды и формы сопровождения обучения; использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий; наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них движения
Создание оборудованных мест в аудиториях профессиональной образовательной организации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Территория Колледжа частично соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступность путей движения внутри здания учебного корпуса обеспечивается:
  • наличием подъемных устройств (ступенькоходов — 1);
  • мобильным модульным  пандусом, который обеспечивает доступ в актовый зал на первом этаже корпуса;
  • расширены проемы дверей в учебные кабинеты, приемную комиссию, библиотечно-информационный центр, актовый зал, столовую, санитарные комнаты и др.
  • имеются информационные и предупреждающие таблички пиктограммы, вывески на кабинеты со шрифтом Брайля, вывески с номерами кабинетов.
Оборудованы специальные учебные места, каб. 244 Библиотечно-информационный центр (2 этаж):
увеличены проемы входных дверей учебных кабинетов, установлены опорные поручни в коридорах вдоль стен;
увеличены размеры зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски;
увеличены проходы между рядами столов, заменены двухместные столы  на одноместные, с регулируемыми по высоте столами в ряду у дверного проема;
при входе в учебные кабинеты обеспечено свободное от мебели пространство для разворота и разъезда кресел-колясок;
В учебном корпусе № 1 и 3  (Калининградская обл., Гусевский р-н, г.Гусев, ул.Тимирязева д.3; а также Озерский р-н, г. Озерск, ул. Пограничная, д.23) имеется подъемное устройство (ступенькоход).
Общежитие №2 (Калининградская обл., Гусевский р-н, г. Гусев, ул. Советская, д.10)  оборудовано модульными пандусами.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ
Для организации обучения в доступной форме для обучающихся с нарушением зрения используется следующее оборудование: рабочее место учащегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) — 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем); видеоувеличитель — 3 шт.; машина сканирующая (читающая) — 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
Приобретена программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля.
В образовательном процессе предусмотрено использование альтернативных устройств ввода информации, например, специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши. Используется   компьютерная техника и  программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля. Обеспечен выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, аудиофайлы).
Для слабослышащих обучающихся используется оборудование, применяющее технологии беспроводной передачи звука (FM-системы), а именно: стационарная информационная индукционная система для слабослышащих -1 комплект, система информационная для слабослышащих переносная (портативная) – 3 шт., радиокласс (заушный индуктор и индукционная петля) – 3 комплекта. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории.
Для обучающихся колледжа открыт доступ к ЭБС «ЛАНЬ», «ЮРАЙТ», «АКАДЕМИЯ» которые  соответствуют федеральным государственным стандартам обучения третьего поколения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями. Многоуровневая система навигации ЭБС позволяет оперативно осуществлять поиск нужного раздела. Личный кабинет индивидуализирован, что позволяет каждому пользователю иметь личное пространство с возможностью быстрого доступа к основным смысловым узлам.
При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа.
Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, быть загружены в тифлоплееры (устройств для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Для обучающихся общеобразовательных классов разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы: рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (специальная медицинская группа) для обучающихся 7-9 классов, рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (специальная медицинская группа) для обучающихся 10-11 классов.
Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГБУ КО ПОО  «Колледж агротехнологий и природообустройства» устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. На основании результатов медицинского обследования, в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей здоровья формируются специальные учебные группы для освоения дисциплин (модулей) по физической культуре. Для специальных учебных групп планируются занятия адаптивной физкультурой в спортивном зале или на открытом воздухе.
Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом состояния здоровья и возможностей такие обучающиеся могут посещать отдельные занятия по физической культуре, предусмотрены  занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, подготовка рефератов, защита проектов по темам «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовании».
Все спортивное оборудование (спортивный зал, тренажерный зал, стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, зал фитнеса) отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
В ГБУ КО ПОО «Колледж агротехнологий и природообустройства» реализуются специальные программы: «Территория здоровья» и «Программа совершенствования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в колледже на 2019-2022 гг.
В основные  профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена включена учебная  дисциплина «Инклюзивное образование», разработаны вариативные модули для обучающихся: «Психология личности и профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья», «Социально-психологическая адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Форма проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно, письменно на компьютере, в форме тестирования, поэтапно и т.д.).
Локальным нормативным актом установлен порядок и формы освоения дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды обеспечиваются печатными и электронными рабочими программами, учебно-методическими комплексами, системно  используются  программные средства Moodle. Места прохождения практики для инвалидов и лиц с ОВЗ – общеобразовательные школы Калининградской области, в которых обеспечены условия для обучения данных категорий обучающихся. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации осуществляется с привлечение электронных образовательных ресурсов.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ созданы условия для обучения по индивидуальным учебным планам с использованием дистанционных образовательных технологий. В образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов используются учебно-методические ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья, в том числе системно используются  программные средства Moodle, индивидуальные образовательные маршруты.
Образовательный процесс строится на основе использования on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы,  программных средств Moodle, других дистанционных технологий. В ГБУ КО ПОО «Колледж агротехнологий и природообустройства» создана доступная информационная среда для получения профессионального образования: использование  дистанционных образовательных технологий в системе Moodle, сочетание on-line и off-line технологий, проведение онлайн-занятий  в форме вебинаров, индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе.